eis_gen

Categories:

57. Нетрадиционная сексуальная ориентация. Гомосексуалы и бисексуалы.

Последующие посты этого блока будут посвящены би- и гомосексуальности. В отличие от асексуалов и пансексуалов (пост 56), эти варианты сексуальной ориентации хорошо знакомы. Нет и необходимости объяснять, что они известны с давних времён – о содомии говорится ещё в Ветхом Завете. Несомненен и тот факт, что в целом общественное мнение по отношению к гомосексуалам достаточно неприязненное. Последнее неудивительно, ведь для трёх основных монотеистических религий (иудаизм, христианство и ислам) гомосексуальные контакты это грех, за который следует наказывать. Так один из шести фрагментов Библии, в которых упомянута эта тема, в синодальном переводе звучит так: «кто ляжет с мужчиной как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь на них». Проповедуемое в течение многих веков такой взгляд на гомосексуальность, глубоко укоренился в общественном сознании.

Терминология, используемая для обозначения гомосексуалов, менялась в течение времени. Сегодня довольно распространёнными являются названия гей (gay) и лесбиянка (lesbian), оба возникшие в английском языке. Гей это гомосексуальный мужчина, а лесбиянка это гомосексуальная женщина. Последнее название ассоциировано с островом Лесбос, на котором жила древнегреческая поэтесса Сапфо (Сафо). Многие героини её стихов выражали любовные чувства и страсть к женщинам. В религиозных кругах геев по-прежнему называют содомитами. Такую же негативную коннотацию имеют и заимствованные из греческого языка слова педераст и педерастия. Правда, в Древней Греции они отнюдь не означали что-то предосудительное. Наоборот, сексуальные контакты взрослого наставника с его учеником юношеского возраста были в порядке вещей. В России для геев есть ещё одно название - голубой, а вот ранее используемые слова мужеложство и мужеловство из современного русского языка практически ушли.

Истории гомосексуальности посвящено значительное число исследований, это многогранная и довольно противоречивая тема. Неудивительно, что одни и те же исторические факты и находки интерпретируют по-разному. В 1964 году в Египте при раскопках некрополя в Саккаре археологи нашли необычную мастабу (погребальное помещение с плоским верхом, состоящее из нескольких комнат и связывающих их коридоров). Она была построена более 4000 лет назад. Первое, что было необычным - гробница изначально предназначалась для двух мужчин. Их звали Хнумхотеп и Нианххнум. Оба имени связаны с древнеегипетским богом Хнум и означают «Хнум доволен» и «жизнь принадлежит Хнуму». Они были придворными высокого ранга, имевшими многочисленные звания, среди которых «пророки бога солнца Ра» и «руководители маникюра дома правителя» (отсюда популярное местное название – мастаба парикмахеров). Оба мужчины имели жён и детей, но при этом (что опять-таки необычно) они были изображены обнимающими друг друга (рис.1) и даже касающимися друг друга носами (рис.2), а это в Древнем Египте являлось «поцелуем». Подобных изображений нет ни в одной из других гробниц огромного некрополя в Саккаре. Чем же это объясняется? Есть разные трактовки. Согласно одной из них мужчин связывали длительные  гомосексуальные отношения и это не было тайной, поскольку они строили себе общую гробницу. Другое объяснение (официально принятое в Египте) – это были братья, возможно близнецы. Выдвигалась даже гипотеза, что это могли быть сиамские близнецы, то есть их тела были частично соединёнными друг с другом. Конечно, всё это лишь догадки, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Степень родства могло бы прояснить исследование ДНК (её удаётся извлечь не то что у мумий, но даже у значительно более древних неандертальцев). Однако, увы, человеческие останки в гробнице отсутствовали.

Рис.1 Справа — рисунок в гробнице, слева —  его фото-реставрация
Рис.1 Справа — рисунок в гробнице, слева — его фото-реставрация
Рис.2 Касание носами . Слева — полное изображение, справа — только верхняя часть
Рис.2 Касание носами . Слева — полное изображение, справа — только верхняя часть

Мифы Древней Греции содержат немало историй о богах, влюблявшихся в прекрасных юношей.  Упомяну лишь две из них. Первая рассказывает о Зевсе, который превратившись в орла, похитил понравившегося ему Ганимеда - принца Трои. Ну а за принца Спарты Гиацинта соперничали три бога - Аполлон, Зефир и Борей (последние два были богами ветра, один западного, другой северного). Гиацинт, предпочетший Аполлона, погиб во время игры с ним. Аполлон метнул диск, а страдающий от ревности бог-соперник изменил направление ветра и диск попал в Гиацинта. Из крови последнего и вырос цветок, носящий его имя. Люди и боги – отношения между ними не совсем равноправные, таковой была и педерастия, распространённая в Древней Греции. Это были сексуальные отношения между зрелым мужчиной и подростком, правда они прекращались, после того как юноша станет взрослым (где-то 18-20 лет). В Древнем Риме однополые отношения также практиковались, но несколько в иной форме. Свободному гражданину Рима было позволительно иметь контакт с мужчиной, но только в «проникающей» позиции. Поэтому партерами были либо рабы, либо пленные. Император Нерон даже женился на своём рабе, правда, тот был кастрирован. Но значительно романтичней выглядит история Антиноя - фаворита римского императора Адриана, правившего с 117 по 138 год нашей эры. Император имел жену, но в основе этого брака были чисто политические расчёты. Он увлекался молодыми юношами, одним из которых и оказался Антиной. Этот мальчик из греческой семьи стал любимцем Андриана, когда одному было примерно 13, а другому 48 лет. Адриан обожал своего любимца, он брал его в свои многочисленные поездки по империи. Оба любили охоту, во время одной из них на Севере Африки Адриан спас Антиноя ото льва. Это событие было отмечено в заказанной императором поэме, отображено в медальонах и барельефах. Однако в том же году во время посещения императором Египта Антиной утонул в Ниле. Адриан был настолько потрясён гибелью любимца, что обожествил его, создав культ Атиноя. В принципе в то время было принято обожествлять императоров и его близких, правда, если речь шла о фаворитах, то это должно было быть решение Сената. В случае Антиноя император принял это решение сам. Неподалёку от места гибели своего любимца Адриан повелел построить город в его честь - Антинополь. Именем Антиноя назвали созвездие. Было создано множество мраморных скульптур Антиноя, в том числе в образе разных богов (Антиной-Меркурий, Антиной-Дионис, Антиной-Осирис). Его лицо было запечатлело на вазах, геммах, монетах, в честь него устраивались пышные празднования. Культ Антиноя широко распространился по империи, но, как и все прочие языческие верования, он со временем был вытеснен христианством. Однако великолепные произведения искусства, посвящённые Антиною, сохранились и из можно увидеть во многих музеях мира (рис.3). 

Рис.3
Рис.3

Ранние христиане, хотя и считали сексуальные отношения между людьми одного пола предосудительными, тем не менее, наказание за них было сравнительно мягким – изгнание на какой-то срок из церковной общины. А вот позднее виды наказания ужесточаются и в средние века католическая церковь просто оправляла содомитов на костёр (на рис 4. граждане Цюриха в ожидании сожжения рыцаря и его слуги за содомию).

Рис.4
Рис.4

В православной России формы наказания были сравнительно мягкими (пост, молитвы, запрет входить в церковь). Возникший в 7 веке ислам также осуждал сексуальные контакты мужчин. Однако в целом общество было относительно толерантным и наказание следовало лишь в случае применения насилия. В чем-то это напоминала греко-римский вариант - мужчина должен быть только «вонзающим», их партнёрами могли быть подростки, но до момента их становления мужчинами (возможно, это оценивалось появлением волос на лице). Гомосексуальная эротика явно присутствует в стихах арабского поэта Абу Нуваса (756-814). В мусульманском мире есть и свои романтические истории. Одна из них о султане Махмуде Газневи  (971-1039) и его виночерпии Малике Айязе. Первоначально он был рабом, но став фаворитом султана сделал головокружительную карьеру - от виночерпия до наместника одной из провинций империи. На рис. 5А султан Махмуде Газневи в красной одежде пожимает руку шейху, а его фаворит это безусый юноша сзади справа. Эта миниатюра сделана спустя 600 лет после данных событий, так что правящий уже в это время шах Аббас был помещён позади пожимающих руки мужчин. Но, похоже, что этот шах тоже любил окружать себя красивыми юношами. На миниатюре 1627 года (Рис. 5Б) шах Аббас вместе с одним из своих пажей, которых, по словам европейских путешественников, у него было много.  

Рис.5
Рис.5

Похоже, что и позже, уже в Оттоманской Турции, гомосексуальные отношения не были под слишком строгим запретом. В Wikipedia есть рисунок 1773 года, изображающий турецких юношей, стоящих в круге, в котором они соединены друг с другом пенисами, вставленными в анус впередистоящего (https://en.wikipedia.org/wiki/LGBT_in_Islam#/media/File:Trenecito.jpg ) . Однако начиная с 19 века, по мере распространения более консервативных направлений ислама, отношение к гомосексуальным контактам в мусульманском обществе резко изменяется и наказанием за такое поведение становится смертная казнь. К этому времени в Европе от такой меры, к счастью, уже отказались, правда, заменив её тюремным сроком. 

В заключении моего краткого и дилетантского экскурса в историю отмечу, что гомосексуальность/бисексуальность несомненно существовала во все времена.

EIS-gen


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →