eis_gen

Category:

23. Хиджры и общество

В обсуждении предыдущего поста завязалась дискуссия относительно социального положения хиджр и я решила поговорить об этом, а обещанный пост «Хиджры в индийской мифологии» сделать следующим. 

Британская колонизация Индии, продолжавшаяся с 1858 по 1947 год, оказала трагическое воздействие на судьбу хиджр. В доколониальные времена хиджры имели свою чётко определённую социальную роль. На них, как на представителей третьего пола, не распространялись правила поведения, предписываемые мужчинам и женщинам, хотя у них самих существовал свой собственный поведенческий кодекс. История хиджр уходит корнями в древние индуистские мифы и эпосы, высоко почитаемые населением. Люди верили, что хиджры обладают сакральным даром, полученным от божеств, и с помощью этого дара могут влиять на фертильность. Так что хиджры были весьма востребованы на свадьбах и празднованиях в честь рождения младенцев мужского пола. Своими ритуальными танцами и песнопениями хиджры благословляли молодожёнов, чтобы у тех были дети, а новорождённого мальчика, чтобы он в будущем оставил после себя потомство. Хиджр боялись обидеть, так как считалось, что они могли проклясть обидчиков и сделать их импотентами. Некоторые хиджры были храмовыми танцовщицами – своего рода жрицами любви, предоставляющими сексуальные услуги за деньги в пользу храма. Хотя в индийском обществе гомосексуальные контакты издавна осуждались как порочные, тем не менее, половые контакты мужчин с хиджрами не считались предосудительными – ведь хиджры это не мужчины, а третий пол. Кроме того, местные правители, как индуисты, так и мусульмане, брали хиджр к себе на службу либо в качетве певцов и танцовщиц, либо для охраны тех мест дворца, куда посторонним мужчинам вход был воспрещён. Евнухи, охранявшие гаремы в Индии, это были хиджры, прошедшие обряд нирван. Все эти виды деятельности приносили заработки, так что материально хиджры полностью себя обеспечивали. У них была своя собственность, включая жилище и землю. 

Однако все резко изменилось после колонизации Индии. Англичане с их христианской моралью не допускали и мысли о том, что может быть какой-то третий пол. Женская одежда, причёска, своеобразное поведение человека с мужской анатомией тела вызывали у колонизаторов отвращение и воспринимались ими как вызов общественной морали и нравственности. К тому же сексуальные контакты с хиджрами были для англичан не чем иным как содомией - страшный грех в христианской религии. В итоге хиджр стали рассматривать как преступников и их каста была включена в «Акт о криминальных группах» 1871 года. Хиджрам было отказано в праве наследования друг от друга имущества, включая дома и землю. Англичане считали, что наследование может быть только между кровными родственниками, а хиджры друг по отношению к другу таковыми не являлись. Так что вскоре большинство хиджр оказалось на грани нищеты. Бесправные, преследуемые и нищие, хиджры практически утратили свой социальный статус и в кастовой индийской иерархии опустились почти на самое дно. 

После приобретения независимости индийское правительство отменило дискриминационные законы в отношении хиджр, но вернуть статус, который они имели в доколониальный период, оказалось невозможным. В индийском обществе желание воспользоваться услугами хиджр резко сократилось. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь хиджры стали сами незвано являться на свадьбы и к семьям с новорождённым мальчиком. Не удивительно, что их стали воспринимать как назойливых и нежелательных визитёров. 

Современные хиджры зарабатывают на жизнь тремя способами – благословлением, проституцией и попрошайничеством. Хиджры, называемые бадхаи, благословляют новорождённых мальчиков или молодожёнов на свадьбах. Некоторые люди, придерживающиеся традиций, сами приглашают хиджр бадхаи для проведения церемоний. Однако в подавляющем большинстве случаев хиджры приходят сами, без приглашения. Ритуал благословления включает пение и танцы. Его следует оплатить. Даже сегодня мало кто решается прогнать непрошенных гостей  - боятся, что хиджры наложат проклятье на младенца или на новобрачных и сделают их инфертильными. Хиджры отслеживают готовящиеся свадьбы и ожидаемые роды в контролируемом ими районе с тем, чтобы потом проникнуть на празднование. Однако современная жизнь накладывает ограничение на их возможность беспрепятственно входить в дома – кодовые замки и видеокамеры позволяют хозяевам предотвратить визит незваных гостей, не вступая с ними в прямой контакт и тем самым избежать возможного проклятья со стороны хиджр. Доходы большинства хиджр бадхаи весьма скромные, хотя те, кто обитает в богатых районах, могут иметь довольно приличный заработок.

Хиджры, называемые кадары, зарабатывают проституцией. Они своего рода продолжательницы традиций храмовых танцовщиц. Эта вышедшая за пределы храма форма деятельности хиджр связана с нищетой и необходимостью хоть как-то зарабатывать на жизнь. У хиджр кадар очень высокая частота венерических заболеваний и ВИЧ инфекции (чуть ли не в сто раз выше, чем в среднем по Индии). 

Попрошайничество - третий способ заработка хиджр. Делают они это, обычно, группами. Если прохожий отказывается заплатить, хиджра грозится поднять сари и показать свои посткастрационные гениталии. По распространённому поверью это сделает человека импотентом. Так что большинство людей предпочитает заплатить.

Численность хиджр в Индии оценивается сотнями тысяч. Многие из них хотели бы работать так же как обычные мужчины и женщины, однако шансов на это у них, практически, нет. Хиджр просто не берут на работу. Есть несколько общественных организаций, занимающихся проблемами хиджр. Правительство также пытается предпринимать некоторые меры. Довольно неоднозначной выглядит активность городских властей одного из индийских городов использовать хиджр вместе с официальными представителями налогового агентства при посещении неплательщиков налогов. Здесь явно используется боязнь людей быть проклятыми хиджрами. Из вырученных таким образом денег власти платят хиджрам 4% от суммы. Некоторым хиджрам удалось сделать карьеру. В 2000 году хиджра была избрана депутатом парламента штата Madhya Pradesh. В 2015 другая хиджра была избрана мэром небольшого по индийским меркам городка Raigarh (население 137 тысяч человек). Каждый такой случай получал широкое освещение не только в индийской, но и зарубежной прессе. 

В апреле 2014 года Верховный суд Индии принял решение, что те хиджры, которые не хотят обозначать свой пол как мужской или женский, могут получить документ, где пол будет обозначен как «Т» вместо обычных «М» или «Ж» (T от Transgender/Third gender). Кроме того, было принято решение рассматривать их как меньшинство и соответственно распространить на них льготы на образование, медицинское обслуживание и др. Было также предписано по возможности предусматривать для хиждр отдельные туалеты. Время покажет, окажутся ли все эти меры эффективными для того, чтобы хиджры смогли найти своё место в современном индийском обществе. 

            Хиджра благословяет ребёнка                                   Хиджра просит милостыню
Хиджра благословяет ребёнка Хиджра просит милостыню


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic