eis_gen

Category:

3. Трансгендеры – общие сведения и роль традиций

· Пол характеризует тело человека, точнее мужской или женский тип его половых органов. 

· Гендер это половая самоидентификация человека, то есть то, кем человек сам себя считает – либо мужчиной, либо женщиной, либо как-то иначе. 

У некоторых людей гендер не совпадает с их телесным полом. На сегодняшний день их чаще всего называют трансгендерами.  В отличии от интерсексуалов, тело которых имеет как женские так и мужские половые признаки, телесный пол трансгендеров не имеет никаких отклонений – он либо мужской либо женский. О том, что с телесным полом у трансгендеров все в порядке, свидетельствует и тот факт, что они, как правило, фертильны, то есть способны иметь собственных детей. Тем не менее трансгендеры уверены, что родились в «неправильном теле» и их телесный пол не соответствует тому, кем они в действительности являются. Имея нормальное мужское тело человек убежден, что он не мужчина. Такое же отрицание своего телесного пола имеет место и у трансгендеров с женским телом. 

Телесный пол трансгендеров сформирован в соответствии с их половыми хромосомами (ХХ – женский, ХУ – мужской), а вот гендерное «програмирование» мозга явно пошло в ином направлении. Действительно своей одеждой, прической, манерой разговора, поведением трансгендеры стремятся походить на людей противоположного им пола.  Так кем же осознают себя трансгендеры? На первый взгляд кажется, что гендер трансгендеров противоположен их полу, то есть человек с мужским телом считает себя женщиной и наоборот, имея женское тело человек осознает себя мужчиной. Действительно, именно так идентифицирует себя подавляющее большинство трансгендеров в Западных странах. Однако в Индии и некоторых других районах  мира трансгендеры убеждены, что они не являются ни мужчинами ни женщинами,  и рассматривают себя как особый пол, отличный от мужского и женского.  С позиций сегоднешнего дня понятно, что речь идёт не о телесном поле, а о гендере, выходящем за привычные рамки М- Ж бинарности, в силу чего его и называют небинарным.  

Естественен вопрос, чем объясняется  такое «географическое» отличие в гендерной самоидентификации? Ответ на него стоит искать в социокультурных традициях, исторически сложивщихся в разных обществах по отношению к трансгендерам. Эти традиции формировались под сильнейшим религиозным влиянием и их условно можно разделить на разрешительные и запретительные.  Все три основные монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам)  строго придерживаются бинарности пола, есть только мужчины и женщины, никого другого быть не может. Отсюда и запрет на поведение,  не соответсвующее канонам, принятым для каждого из полов. А вот предшествующие им языческие верования или же политеистические религии Индии не столь категоричны и допускают существование людей, отличных как от мужчин, так и женщин. 

Разрешительная традиция позволяла трансгендеру одеваться и вести себя подобно тому, что было принято для противоположного пола. К примеру, трансгендер с мужским телом мог носить женскую одежду и украшения, укладывать волосы в женскую прическу, наносить принятый для женщин макияж и ему было позволительно вести себя не в соответсвии с нормами, принятыми для мужчин. Имея возможность  экспрессировать себя подобным образом, человек в то же время понимал, что с мужским телом (даже кастрированным) быть женщиной невозможно. Операции по смене пола и гормональные препараты появились сравнительно недавно, так что жившие веками до этого трансгендеры не могли и мечтать о том, чтобы изменить свой телесный пол на противоположный. То есть с одной строны человек с мужским телом не считал себя мужчиной,  а с другой осознавал невозможность быть женщиной.   Аналогичная ситуация  была и у трансгендеров с женским телом. Так что вполне логично, что эти люди рассматривали себя как особый пол, отличный от мужского и женского. Того же мнения о них придерживалось и общество.  К примеру, в Индии хиджр (трансгендеров с мужским телом) традиционно считают третим полом.  Некоторые (но далеко не все!) хиджры настолько ненавидят свои гениталии, что идут на  ритуал, называемый нирван, при котором удаляются пенис и яички. Ритуал этот смертельно опасен, так как льющуюся из разрезов кровь даже не пытаются остановить. Считается, что вместе с вытекающей «плохой мужской» кровью из тела уходит мужчина. Так что чем больше потеря крови, тем лучше для преображения в истинную хиджру. 

Хиджры Индии https://marginalrevolution.com/marginalrevolution/2017/04/the-hijra-of-india.html
Хиджры Индии https://marginalrevolution.com/marginalrevolution/2017/04/the-hijra-of-india.html

Запретительная традиция ничего подобного не позволяла. Пол рассматриался исключительно как бинарный – только мужской и женский. При этом трансгендеры были обязаны жить в соответствии с канонами, принятыми для их телесного пола. Отклонение от них рассматривалось как грех, за который могло последовать строгое наказание, вплоть до лишения жизни.  По мере распространения христианства и ислама прежние верования постепенно вытеснялись, а с ними исчезали и традиции, признающие людей, отличных от мужчин и женщин.  Но кое-где эти традиции все же сохранились (хиджры Индии, муше Мексики, омеггиды Панамы, фа’афафины Самоа, факалейти Тога, уникальная гендерная система народа Бугис, включающая даже не три, а целых пять гендеров). В будущих постах я расскажу о них подробнее. 

Запретительные традиции по-прежнему существуют во многих мусульманских странах, а вот в западном мире с ними произошла настоящая метаморфоза.  Начиная с середины прошлого века несовпадение гендера с телесным полом там стали рассматривать как болезнь, лечить которую можно путем изменения пола на противоположный. К тому времени уже имелись препараты половых гормонов, а пластическая и коррекционная хирургия достигли в своем развитиии такого уровня, что позволяли с помощью операций изменить гениталии так, чтобы они соответствовали противоположному полу.  Не было проблем и с молочными железами – их можно удалять, а можно наоборот создавать с помощью гормонов и операции (маммопластика). Первые трансгендеры, вышедшие из тени, были именно те, кто обратился к врачам с целью изменить свой пол. После операций люди, родившиеся мужчинами, официально становились женщинами и, наоборот, те, что были женщинами, превращались в мужчин. При этом догмат бинарности пола как бы сохранялся -  только мужчины и женщины.  В настоящее время в некоторых мусульманских странах (Иран, Малайзия, Турция) легальное изменение пола с помощью операций также возможно, правда при условии получения соответствующего разрешения (религиозного или судебного). Однако в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Катаре и ряде других это запрещено и по сей день.

Операции, изменяющие пол,  включают не только коррекцию гениталий, но и удаление гонад (яичек или яичников). Со временем выяснилось, что подобно хиджрам Индии, многие западные трансгендеры считают, что можно обойтись и без кастрации.  В некоторых наиболее либеральных странах  Запада им пошли навстречу и разрешили легальное изменение пола и без проведения соответствующих операций. Так что там человек с половым членом и яичками сегодня может одеваться и жить как женщина, имея при этом совершенно легальные документы, в которых пол указан как женский.   

Сравнительно недавно в западном сообществе наряду с бинарными трансгендерами  появились и те, кто заявил, что их гендер небинарен, то есть и ни мужской и ни женский.  Таких трансгендеров стали называть гендерквирки (genderqueer),  в переводе это что-то вроде гендерно-чудаковатый. Хиджры Индии и гендерквирки Запада сходны в том, что и у тех и у других  гендер небинарен. Правда хиджры определяют себя однозначно, а вот у гендерквирков множество вариантов самоидентификации.  Есть бигендеры (bigender), считающие, что они являются одновременно и мужчиной и женщиной; есть агендеры (agender) , убеждённые в том, что они  вообще бесполые; есть гендерквирки с меняющимся гендером (genderfluid), которые в какие-то моменты осознают себя женщиной, а в другие мужчинами; есть пангендеры (pangender) которые осознают себя включающими все гендерные  варианты.  И это, похоже, не весь перечень того, как себя характеризуют западные трансгендеры с небинарным гендером. 

Что касается сексуальной ориентации трансгендеров, то она может быть гомо-, гетеро-  и бисексуальной. Но здесь не всё так просто. Если в отношении бисексуалов вопросов не возникает, то кого из трансгендеров считать гомосексуалистом, а кого гетеросексуалом, будет  зависеть от того, что берется за отправную точку – пол или гендер. К примеру, если трансгендер с мужским телом считает себя женщиной и для него сексуально привлекательны мужчины, то исходя из его пола этот человек  гомосексуалист, а если исходить из гендера -  гетеросексуал. Путаница по этому поводу существовала даже в научной литературе, поэтому там для обозначения сексуальной ориентации стали использовать однозначно понимаемые термины -  «андрофильный» (любящий мужчин) и «гинефильный» (любящий женщин). 

Подробнее о трансгендерности и о результатах научных исследований этого феномена в будущих постах.  

(c) EIS-gen

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic